goldpekary (goldpekary) wrote,
goldpekary
goldpekary

«Двуглавый орёл» как древний свастический знак (символ). [Окончание.]

Р.В. Багдасаров, отмечая - со ссылкой на исследование «Степи Евразии в эпоху средневековья» - их очевидное сходство со свастическими готскими фибулами из Италии, пишет: «Считается, что находки свастично-соколиных амулетов в Европе нужно связывать прежде всего с аланами и с Кавказом, поскольку именно там можно проследить единую линию их развития».(42) Но при этом, указывая на их тождественный христианский символизм, он предпочитает не вдаваться «в дискуссию о том, кто на кого влиял в употреблении соколино-свастических амулетов, - готы на аланов, или аланы на готов», считая принципиальным указание на общий «дохристианский источник».(43)

«Идею движущегося, летящего диска, - пишет В.Е. Флёрова в книге "Образы и сюжеты мифологии Хазарии" (Иерусалим, 2001 г.), - можно признать ведущей в иконографии амулетов. Она вполне определённо присутствует в облике амулетов с соколиными головками, которые составляют почти половину всех кольцеобразных амулетов Подонья [...]. Редко, когда проблематичная трактовка свастики как летящей солнечной птицы [...] выражалась столь же однозначно, как в салтовских и северокавказских амулетах с соколиными головками».(44)

При этом определяющими представляются замечания о «двоичной зеркальности полёта солнечной птицы: днём она летит слева направо, ночью справа налево».(45)

«Зеркальное удвоения» головы «солнечной птицы» или «птицы-солнце» наглядно представлено ещё на одной анэпиграфной монете (типе монет) Золотой Орды (Улуса Джучи) чекана монетного двора Булгара (Болгара) XIII в.

Согласно описанию, содержащемуся в исследовании А.З. Сингатуллиной «Джучидские монеты поволжских городов XIII века» (Казань, 2003 г.), на лицевой стороне этой монеты (типа монет) в линейной окружности помещена «тамга с перекладиной слева, вокруг тамги шесть звёздочек». На обратной стороне в линейной окружности изображён «орнамент, составленный по кругу из восьми голов птиц, в центре соединённых шеями общим кружком с точкой».(46) При этом птичьи головы, составляющие стилизованную восьмилучевую свастику, смотрят в разные стороны: четыре (левые) направлены клювами влево, а четыре (правые) - вправо.

Прорисовка обратной стороны означенной монеты и её снимок помещены, в частности, в книге В.Н. Алмантая (Иванова) «Суваро-булгарская культура. Философия символов монет и украшений» (Чебоксары - Москва, 2012 г.) (см.: рисунок 17: а - снимок обратной стороны, б - её реконструкция)(47). Помимо этого, для большей наглядности, я счёл нужным поместить здесь сделанные мной снимок и точные прорисовки лицевой и обратной сторон монеты данного типа, имеющейся в моём собрании (см.: рисунок 18).

Таким образом, приведённый изобразительно-знаковый ряд, с соответствующими научными обоснованиями, позволяет сделать вывод о свастическом характере архетипического знака (символа), известного как «двуглавая птица» (в более узком смысле - «двуглавый орёл»).

В общую картину свастической природы «двуглавого орла» вполне вписывается и гипотеза о соотнесении двуглавой птицы с «парными» птицами близнечного типа - достаточно известного архетипического мотива.

В моём докладе «К вопросу о происхождении мотива "две птицы", помещавшегося на медных монетах Золотой Орды конца XIV в.», сделанном на проходившей в рамках V Международного Золотоордынского Форума «История Золотой Орды и татарских ханств» Международной научной конференции «Монетное дело и денежное обращение в Золотой Орде и в тюрко-татарских ханствах в свете источниковедческих исследований» (Казань, 15 - 16 марта 2017 г.)(48), были приведены доказательства в пользу того, что в монетном деле Золотой Орды (Улуса Джучи) конца XIV в. имело место использование мотива «Древо жизни» с «парными» птицами и животными.

Таким образом, с учётом размещения на монетах (типах монет) Золотой Орды (Улуса Джучи) (включавшей в себя обширнейшие территории современных России, Украины, Кавказа и Средней Азии), помимо «классических» свастических (яргических) узоров (орнаментов) и «солнечных ликов», мотивов с орнитоморфной свастикой, «двуглавым орлом» и «двумя птицами», можно сделать вывод о том, что мотивы птичьей «двуглавости» и «парности» были здесь весьма распространены, хорошо узнаваемы и часто воспроизводимы.

Достаточно любопытным является тот факт, что сто лет назад - в 1917 г. - на оборотной стороне государственного кредитного билета 250-рублёвого достоинства, относящегося к первому выпуску бумажных денежных знаков Временного правительства (номера АА-001 - АА-018), было помещено изображение двуглавого орла (эмблемы Российской республики), наложенной на четырёхлучевую свастику с загнутыми вправо «лучами» (см.: рисунок 19 - снимок купюры из собрания И.Е. Алексеева). В дальнейшем данные кредитные билеты также выпускались по старым клише советским правительством в РСФСР (номера от АА-019 и выше) и находились в обращении, в общей сложности, с сентября 1917 г. по октябрь 1922 г.

Причиной появления данной «композиции» стало использование Экспедицией заготовления государственных бумаг готовых наработок по планировавшемуся выпуску банкнот Монгольского национального банка - печатных форм, содержавших свастику и «бесконечные узлы» («вечные узлы»), которые затем перешли на бумажные денежные знаки Российской республики и РСФСР.(49)

Впоследствии свастику и двуглавого орла «совместили» русские фашисты. Четырёхлучевая свастика чёрного цвета с «лучами», загнутыми «слева направо (по движению часовой стрелки)», копирующая нацистский «Hakenkreuz» («мотыгообразный крест»), была изображена под двуглавым орлом (малым гербом Российской империи) на партийном значке Всероссийской фашистской партии (ВФП) со штаб-квартирой в Харбине (Китайская республика). Изображение двуглавого орла (малого герба Российской империи, без гербов), наложенное на чёрную свастику, было помещено, в частности, на первую страницу партийной газеты «Наш Путь» от 13 сентября 1936 г., посвящённую пятилетию ВФП, откуда оно потом перекочевало, в том числе, на обложку известной книги Джона Стефана «Русские фашисты: трагедия и фарс в эмиграции. 1925 - 1945» (см.: рисунок 20)(50).

Данное совмещение изображений свастики и двуглавого орла, по аналогии с изображением на 250-рублёвом российском государственном кредитном билете 1917 г., можно считать политической «случайностью».

Тем не менее, как выясняется, обе эти случайности оказались вовсе не случайными.

Собственно же «птицеголовая» (орнитоморфная) свастика в настоящее время практически забыта. Хотя случаются и исключения.

Так, например, изображение упомянутой выше готской фибулы V - VI вв. из Италии, на котором шесть птичьих головок направлены клювами влево, было использовано при оформлении обложки десятого студийного альбома российской рок-группы «Алиса» «Солнцеворот», вышедшего в 2000 г. (см.: рисунок 21).

Вместе с тем, дальнейшее научное изучение данного вопроса представляется весьма важным и перспективным.

Алексеев Игорь Евгеньевич, кандидат исторических наук (г. Казань).



Сноски:

(1) Публикуется в авторской редакции, с исправлениями и дополнениями. - И.А.

(2) Гончаров Е.Ю. Двуглавый орёл на монетах Золотой Орды и Малой Азии. Вторая половина XIII - XIV вв.// Нумизматика Золотой Орды (Golden Horde Numismatics). - 2015. - № 5. - С. 13.

(3) См., например: Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. - Москва: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 2003. - С. 34.

(4) См.: Городцов В.А. Археология. - Том I: Каменный период. - Москва - Петроград: Государственное издательство, 1923. - С. 281 - 282.

(5) Кутенков П.И. Ярга-свастика - знак русской народной культуры. Монография. - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 30.

(6) Бобринской А.А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии// Труды Ярославского областного съезда (Съезда исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской области). - Москва: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1902. - С. 72.

(7) Голан А. Миф и символ. - Москва: Издательство «Русслит», 1993. - С. 122.

(8) Там же.

(9) «Сказка о золотом петушке», написанная А.С. Пушкиным в 1834 г. - И.А.

(10) Багдасаров Р.В. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. - Москва: Издательство «Белые альвы», 2001. - С. 196.

(11) Там же. - С. 198.

(12) См.: Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. - Москва: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 2003. - 240 с.: ил.

(13) См.: Двуглавый орёл в русской символике. Часть 1 [Электронный ресурс] // Силаев А.Г. Русская геральдика: сайт. - URL: http://www.silaev-ag.ru/public/adel_1 (дата обращения: 24.10.2017); Двуглавый орёл в русской символике. Часть 2 [Электронный ресурс] // Силаев А.Г. Русская геральдика: сайт. - URL: http://www.silaev-ag.ru/public/adel_2 (дата обращения: 24.10.2017)

(14) См.: Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. - С. 9.

(15) Там же. - С. 10 - 11.

(16) Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - Москва: Издательство «Наука», 1994. - С. 64 - 66.

(17) См.: Бобыкина Н.Ю. Бесконечник - знак солнцеворота в русской народной вышивке // Знаки и знаковые системы народной культуры. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Знаки и знаковые системы народной культуры» (Санкт-Петербург, 9 - 11 декабря 2016 г.). Доклады, исследования и сообщения в 2-х книгах / Знаковедение. - I том (Книга 1). - Санкт-Петербург: Издательство Смольного института Российской академии образования, 2016. - С. 206.

(18) См.: Etruscan pendant with swastika symbols Bolsena Italy 700 BCE to 650 BCE [Электронный ресурс] // Wikipedia (The Free Encyclopedia): сайт. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Etruscan_pendant_with_swastika_symbols_Bolsena_Italy_700_BCE_to_650_BCE.jpg (дата обращения: 26.10.2017)

(19) См.: Medioevo svelato. Storie dell'Emilia-Romagna attraverso l'archeologia [Электронный ресурс] // Bologna Welcome: сайт. - URL: http://www.bolognawelcome.com/en/home/live/events/complete-calendar/medioevo-svelato-storie-dellemilia-romagna-attraverso-larcheologia/ (дата обращения: 08.03.2018)

(20) Багдасаров Р.В. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. - Москва: Издательство «Белые альвы», 2001. - 432 с., ил.

(21) Там же. - С. 142.

(22) Там же. - С. 142 - 143, 361.

(23) См.: Там же. - С. 142.

(24) См.: Там же. - С. 144.

(25) См.: Disk pendant [Электронный ресурс] // The British Museum: сайт. - URL: http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=87581&partId=1&searchText=saxon%20pendant&numpages=159&page=1&images=on (дата обращения: 26.10.2017)

(26) См.: Mary Morehart. Some Dangers of Dating Sceattas by Typological Sequences // The British Numismatic Journal. - 1970. - Vol. XXXIX. - P. 4.; Disk pendant [Электронный ресурс] // The British Museum: сайт. - URL: http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=87581&partId=1&searchText=saxon%20pendant&numpages=159&page=1&images=on (дата обращения: 27.10.2017)

(27) См.: Seaby SE0792: Anglo-Saxon, York. Circa 710 - 725. AR Sceatta (Penny). Series J, Type 37 [Электронный ресурс] // WildWinds: сайт. - URL: http://www.wildwinds.com/coins/SE/SE0792.html (дата обращения: 26.10.2017)

(28) См.: Brown, G. Baldwin. The Arts in Early England. - Vol. III (Saxon Art and Industry in the Pagan Period). - London: J. Murray, 1915. - Pl. XLVIII (№ 3).

(29) См.: Brown, G. Baldwin. The Arts in Early England. - Vol. III (Saxon Art and Industry in the Pagan Period). - London: J. Murray, 1915. - P. 281.

(30) См.: Mary Morehart. Some Dangers of Dating Sceattas by Typological Sequences // The British Numismatic Journal. - 1970. - Vol. XXXIX. - P. (1).

(31) См.: Там же. - P. 3.

(32) См.: Миронова Е.А. Ярга (свастика) как центральный элемент декора на керамике культур: Триполье-Крутени, Яншао, Бан-Чанг, Анасази-Могольон // Ярга, свастика, мироворот: методоведение исследования, материалы. Научный коллективный труд / Под научной редакцией Ал.А. Григорьева, П.И. Кутенкова, О.В. Лысенко. - Санкт-Петербург: Смольный институт Российской академии образования, 2017. - С. 195.

(33) См.: Nestorian Crosses [Электронный ресурс] // Virtual Collection of Asian Masterpieces: сайт. - URL: http://masterpieces.asemus.museum/masterpiece/detail.nhn?objectId=10884 (дата обращения: 29.10.2017)

(34) См.: Nestorian Crosses of the Yuan Dynasty 元代景教銅牌展 [Электронный ресурс] // Uvision (The Multimedia Team, Communications and Public Affairs Office, The University of Hong Kong): сайт. - URL: https://uvision.hku.hk/playposter.php?mid=19243 (дата обращения: 29.10.2017)

(35) См.: Свастика на Несторианском кресте. Монголия [Электронный ресурс] // Miroslawitch.narod.ru: сайт. - URL: http://miroslawitch.narod.ru/xronologiya/9-vedicheskie/img/foto-343.html (дата обращения: 29.10.2017)

(36) См.: Копытков В.В. Северо-Двинские обрядовые полотенца великорусов (из собраний В.В. Копыткова) // Ярга, свастика, мироворот: методоведение исследования, материалы. Научный коллективный труд / Под научной редакцией Ал.А. Григорьева, П.И. Кутенкова, О.В. Лысенко. - Санкт-Петербург: Смольный институт Российской академии образования, 2017. - С. 275.

(37) См.: Кутенков П.И. Указ. соч. - С. 361.

(38) См.: Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар (The Decorative Applied Art of the Kazan Tatars). - Москва: Издательство «Советский художник», 1990. - С. 25.

(39) См.: Алмантай (Иванов) В.Н. Суваро-булгарская культура. Философия символов монет и украшений. - Чебоксары - Москва: ООО «Чебоксарская типография № 1», 2012. - С. 29.

(40) См.: Степи Евразии в эпоху средневековья / Ответ. ред. С.А. Плетнёва. - Москва: Издательство «Наука», 1981. - С. 176, 181. - (Археология СССР).

(41) См.: Ковалевская В.Б. Хронология древностей северокавказских алан// Аланы: история и культура (Алантаæ: истори æмаæ культурæ): Alanica - III/ Сборник научных статей. - Владикавказ: Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований, 1995. - С. 134.

(42) Багдасаров Р.В. Указ. соч. - С. 143.

(43) См.: Там же. - С. 144.

(44) Флёрова В.Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. - Москва / Иерусалим: Издательство «Мосты культуры - Гешарим», 2001. - С. 41.

(45) См.: Там же. - С. 42.

(46) См.: Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - С. 109.

(47) См.: Алмантай (Иванов) В.Н. Указ. соч. - С. 29.

(48) См.: V Международный Золотоордынский Форум «История Золотой Орды и татарских ханств» / V International Golden Horde Forum «History of the Golden Horde and Tatar Khanates» (программа / programme). -Б.м. [Казань], б.г. [2017]. - С. 15.

(49) См.: Баранов А.Г., Зверев С.В. Причины помещения свастики на российских бумажных деньгах образца 1917 и 1918 гг. [Электронный ресурс] // Fox-Notes: сайт. - URL: http://www.fox-notes.ru/spravka/TXT_FN091214_MONGOLIA.htm (дата обращения: 3.11.2017)

(50) См.: Стефан Д. Русские фашисты: трагедия и фарс в эмиграции. 1925 - 1945 / Авториз. пер. с англ. Л.Ю. Мотылёва; предисл. Л.П. Делюсина; худож. В. Виноградов. - Москва: Издательство советско-британского совместного предприятия «Слово / Slovo», 1992. - Обложка.
Tags: Сoins&Вons,
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • С песней по карантину

    Всем, кто самочалится на своих хатах, посвящается..... Не впервой Хтонической Руси переживать набеги заразы иноземной. Испокон веков повелось в…

  • Гена с ЯндексДзен'а.

    「 Картинка кликабельна 」 Иван Doctor Я конечно понимаю, что аФФтар прикололся, ну или попытался приколоться. Если с Чебурелло это худо-бедно…

  • Опиум для народа нынче дорог.......

    К Егору "Плохому сигналу" Иванову у меня чувство двойственное. Ясный перец, ему ну никак не откажешь во въедливости в материал. Чувак роет…

promo goldpekary february 4, 2019 03:39 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Требований собственно всего 2 (два). Общее - руководствоваться здравым смыслом хотя бы в первом приближении. А конкретно - чтить УК РФ. Как то так....... Если эти жесточайшие требования не смущают, не пугают и не останавливают, то Добро Пожаловать, Л аскаво Просимо, W elcome, いらっしゃいませ!
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments