?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
«Двуглавый орёл» как древний свастический знак (символ). [Окончание.]
goldpekary
Р.В. Багдасаров, отмечая - со ссылкой на исследование «Степи Евразии в эпоху средневековья» - их очевидное сходство со свастическими готскими фибулами из Италии, пишет: «Считается, что находки свастично-соколиных амулетов в Европе нужно связывать прежде всего с аланами и с Кавказом, поскольку именно там можно проследить единую линию их развития».(42) Но при этом, указывая на их тождественный христианский символизм, он предпочитает не вдаваться «в дискуссию о том, кто на кого влиял в употреблении соколино-свастических амулетов, - готы на аланов, или аланы на готов», считая принципиальным указание на общий «дохристианский источник».(43)

«Идею движущегося, летящего диска, - пишет В.Е. Флёрова в книге "Образы и сюжеты мифологии Хазарии" (Иерусалим, 2001 г.), - можно признать ведущей в иконографии амулетов. Она вполне определённо присутствует в облике амулетов с соколиными головками, которые составляют почти половину всех кольцеобразных амулетов Подонья [...]. Редко, когда проблематичная трактовка свастики как летящей солнечной птицы [...] выражалась столь же однозначно, как в салтовских и северокавказских амулетах с соколиными головками».(44)

При этом определяющими представляются замечания о «двоичной зеркальности полёта солнечной птицы: днём она летит слева направо, ночью справа налево».(45)

«Зеркальное удвоения» головы «солнечной птицы» или «птицы-солнце» наглядно представлено ещё на одной анэпиграфной монете (типе монет) Золотой Орды (Улуса Джучи) чекана монетного двора Булгара (Болгара) XIII в.

Согласно описанию, содержащемуся в исследовании А.З. Сингатуллиной «Джучидские монеты поволжских городов XIII века» (Казань, 2003 г.), на лицевой стороне этой монеты (типа монет) в линейной окружности помещена «тамга с перекладиной слева, вокруг тамги шесть звёздочек». На обратной стороне в линейной окружности изображён «орнамент, составленный по кругу из восьми голов птиц, в центре соединённых шеями общим кружком с точкой».(46) При этом птичьи головы, составляющие стилизованную восьмилучевую свастику, смотрят в разные стороны: четыре (левые) направлены клювами влево, а четыре (правые) - вправо.

Прорисовка обратной стороны означенной монеты и её снимок помещены, в частности, в книге В.Н. Алмантая (Иванова) «Суваро-булгарская культура. Философия символов монет и украшений» (Чебоксары - Москва, 2012 г.) (см.: рисунок 17: а - снимок обратной стороны, б - её реконструкция)(47). Помимо этого, для большей наглядности, я счёл нужным поместить здесь сделанные мной снимок и точные прорисовки лицевой и обратной сторон монеты данного типа, имеющейся в моём собрании (см.: рисунок 18).

Таким образом, приведённый изобразительно-знаковый ряд, с соответствующими научными обоснованиями, позволяет сделать вывод о свастическом характере архетипического знака (символа), известного как «двуглавая птица» (в более узком смысле - «двуглавый орёл»).

В общую картину свастической природы «двуглавого орла» вполне вписывается и гипотеза о соотнесении двуглавой птицы с «парными» птицами близнечного типа - достаточно известного архетипического мотива.

В моём докладе «К вопросу о происхождении мотива "две птицы", помещавшегося на медных монетах Золотой Орды конца XIV в.», сделанном на проходившей в рамках V Международного Золотоордынского Форума «История Золотой Орды и татарских ханств» Международной научной конференции «Монетное дело и денежное обращение в Золотой Орде и в тюрко-татарских ханствах в свете источниковедческих исследований» (Казань, 15 - 16 марта 2017 г.)(48), были приведены доказательства в пользу того, что в монетном деле Золотой Орды (Улуса Джучи) конца XIV в. имело место использование мотива «Древо жизни» с «парными» птицами и животными.

Таким образом, с учётом размещения на монетах (типах монет) Золотой Орды (Улуса Джучи) (включавшей в себя обширнейшие территории современных России, Украины, Кавказа и Средней Азии), помимо «классических» свастических (яргических) узоров (орнаментов) и «солнечных ликов», мотивов с орнитоморфной свастикой, «двуглавым орлом» и «двумя птицами», можно сделать вывод о том, что мотивы птичьей «двуглавости» и «парности» были здесь весьма распространены, хорошо узнаваемы и часто воспроизводимы.

Достаточно любопытным является тот факт, что сто лет назад - в 1917 г. - на оборотной стороне государственного кредитного билета 250-рублёвого достоинства, относящегося к первому выпуску бумажных денежных знаков Временного правительства (номера АА-001 - АА-018), было помещено изображение двуглавого орла (эмблемы Российской республики), наложенной на четырёхлучевую свастику с загнутыми вправо «лучами» (см.: рисунок 19 - снимок купюры из собрания И.Е. Алексеева). В дальнейшем данные кредитные билеты также выпускались по старым клише советским правительством в РСФСР (номера от АА-019 и выше) и находились в обращении, в общей сложности, с сентября 1917 г. по октябрь 1922 г.

Причиной появления данной «композиции» стало использование Экспедицией заготовления государственных бумаг готовых наработок по планировавшемуся выпуску банкнот Монгольского национального банка - печатных форм, содержавших свастику и «бесконечные узлы» («вечные узлы»), которые затем перешли на бумажные денежные знаки Российской республики и РСФСР.(49)

Впоследствии свастику и двуглавого орла «совместили» русские фашисты. Четырёхлучевая свастика чёрного цвета с «лучами», загнутыми «слева направо (по движению часовой стрелки)», копирующая нацистский «Hakenkreuz» («мотыгообразный крест»), была изображена под двуглавым орлом (малым гербом Российской империи) на партийном значке Всероссийской фашистской партии (ВФП) со штаб-квартирой в Харбине (Китайская республика). Изображение двуглавого орла (малого герба Российской империи, без гербов), наложенное на чёрную свастику, было помещено, в частности, на первую страницу партийной газеты «Наш Путь» от 13 сентября 1936 г., посвящённую пятилетию ВФП, откуда оно потом перекочевало, в том числе, на обложку известной книги Джона Стефана «Русские фашисты: трагедия и фарс в эмиграции. 1925 - 1945» (см.: рисунок 20)(50).

Данное совмещение изображений свастики и двуглавого орла, по аналогии с изображением на 250-рублёвом российском государственном кредитном билете 1917 г., можно считать политической «случайностью».

Тем не менее, как выясняется, обе эти случайности оказались вовсе не случайными.

Собственно же «птицеголовая» (орнитоморфная) свастика в настоящее время практически забыта. Хотя случаются и исключения.

Так, например, изображение упомянутой выше готской фибулы V - VI вв. из Италии, на котором шесть птичьих головок направлены клювами влево, было использовано при оформлении обложки десятого студийного альбома российской рок-группы «Алиса» «Солнцеворот», вышедшего в 2000 г. (см.: рисунок 21).

Вместе с тем, дальнейшее научное изучение данного вопроса представляется весьма важным и перспективным.

Алексеев Игорь Евгеньевич, кандидат исторических наук (г. Казань).



Сноски:

(1) Публикуется в авторской редакции, с исправлениями и дополнениями. - И.А.

(2) Гончаров Е.Ю. Двуглавый орёл на монетах Золотой Орды и Малой Азии. Вторая половина XIII - XIV вв.// Нумизматика Золотой Орды (Golden Horde Numismatics). - 2015. - № 5. - С. 13.

(3) См., например: Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. - Москва: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 2003. - С. 34.

(4) См.: Городцов В.А. Археология. - Том I: Каменный период. - Москва - Петроград: Государственное издательство, 1923. - С. 281 - 282.

(5) Кутенков П.И. Ярга-свастика - знак русской народной культуры. Монография. - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 30.

(6) Бобринской А.А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии// Труды Ярославского областного съезда (Съезда исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской области). - Москва: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1902. - С. 72.

(7) Голан А. Миф и символ. - Москва: Издательство «Русслит», 1993. - С. 122.

(8) Там же.

(9) «Сказка о золотом петушке», написанная А.С. Пушкиным в 1834 г. - И.А.

(10) Багдасаров Р.В. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. - Москва: Издательство «Белые альвы», 2001. - С. 196.

(11) Там же. - С. 198.

(12) См.: Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. - Москва: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 2003. - 240 с.: ил.

(13) См.: Двуглавый орёл в русской символике. Часть 1 [Электронный ресурс] // Силаев А.Г. Русская геральдика: сайт. - URL: http://www.silaev-ag.ru/public/adel_1 (дата обращения: 24.10.2017); Двуглавый орёл в русской символике. Часть 2 [Электронный ресурс] // Силаев А.Г. Русская геральдика: сайт. - URL: http://www.silaev-ag.ru/public/adel_2 (дата обращения: 24.10.2017)

(14) См.: Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. - С. 9.

(15) Там же. - С. 10 - 11.

(16) Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - Москва: Издательство «Наука», 1994. - С. 64 - 66.

(17) См.: Бобыкина Н.Ю. Бесконечник - знак солнцеворота в русской народной вышивке // Знаки и знаковые системы народной культуры. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Знаки и знаковые системы народной культуры» (Санкт-Петербург, 9 - 11 декабря 2016 г.). Доклады, исследования и сообщения в 2-х книгах / Знаковедение. - I том (Книга 1). - Санкт-Петербург: Издательство Смольного института Российской академии образования, 2016. - С. 206.

(18) См.: Etruscan pendant with swastika symbols Bolsena Italy 700 BCE to 650 BCE [Электронный ресурс] // Wikipedia (The Free Encyclopedia): сайт. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Etruscan_pendant_with_swastika_symbols_Bolsena_Italy_700_BCE_to_650_BCE.jpg (дата обращения: 26.10.2017)

(19) См.: Medioevo svelato. Storie dell'Emilia-Romagna attraverso l'archeologia [Электронный ресурс] // Bologna Welcome: сайт. - URL: http://www.bolognawelcome.com/en/home/live/events/complete-calendar/medioevo-svelato-storie-dellemilia-romagna-attraverso-larcheologia/ (дата обращения: 08.03.2018)

(20) Багдасаров Р.В. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. - Москва: Издательство «Белые альвы», 2001. - 432 с., ил.

(21) Там же. - С. 142.

(22) Там же. - С. 142 - 143, 361.

(23) См.: Там же. - С. 142.

(24) См.: Там же. - С. 144.

(25) См.: Disk pendant [Электронный ресурс] // The British Museum: сайт. - URL: http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=87581&partId=1&searchText=saxon%20pendant&numpages=159&page=1&images=on (дата обращения: 26.10.2017)

(26) См.: Mary Morehart. Some Dangers of Dating Sceattas by Typological Sequences // The British Numismatic Journal. - 1970. - Vol. XXXIX. - P. 4.; Disk pendant [Электронный ресурс] // The British Museum: сайт. - URL: http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=87581&partId=1&searchText=saxon%20pendant&numpages=159&page=1&images=on (дата обращения: 27.10.2017)

(27) См.: Seaby SE0792: Anglo-Saxon, York. Circa 710 - 725. AR Sceatta (Penny). Series J, Type 37 [Электронный ресурс] // WildWinds: сайт. - URL: http://www.wildwinds.com/coins/SE/SE0792.html (дата обращения: 26.10.2017)

(28) См.: Brown, G. Baldwin. The Arts in Early England. - Vol. III (Saxon Art and Industry in the Pagan Period). - London: J. Murray, 1915. - Pl. XLVIII (№ 3).

(29) См.: Brown, G. Baldwin. The Arts in Early England. - Vol. III (Saxon Art and Industry in the Pagan Period). - London: J. Murray, 1915. - P. 281.

(30) См.: Mary Morehart. Some Dangers of Dating Sceattas by Typological Sequences // The British Numismatic Journal. - 1970. - Vol. XXXIX. - P. (1).

(31) См.: Там же. - P. 3.

(32) См.: Миронова Е.А. Ярга (свастика) как центральный элемент декора на керамике культур: Триполье-Крутени, Яншао, Бан-Чанг, Анасази-Могольон // Ярга, свастика, мироворот: методоведение исследования, материалы. Научный коллективный труд / Под научной редакцией Ал.А. Григорьева, П.И. Кутенкова, О.В. Лысенко. - Санкт-Петербург: Смольный институт Российской академии образования, 2017. - С. 195.

(33) См.: Nestorian Crosses [Электронный ресурс] // Virtual Collection of Asian Masterpieces: сайт. - URL: http://masterpieces.asemus.museum/masterpiece/detail.nhn?objectId=10884 (дата обращения: 29.10.2017)

(34) См.: Nestorian Crosses of the Yuan Dynasty 元代景教銅牌展 [Электронный ресурс] // Uvision (The Multimedia Team, Communications and Public Affairs Office, The University of Hong Kong): сайт. - URL: https://uvision.hku.hk/playposter.php?mid=19243 (дата обращения: 29.10.2017)

(35) См.: Свастика на Несторианском кресте. Монголия [Электронный ресурс] // Miroslawitch.narod.ru: сайт. - URL: http://miroslawitch.narod.ru/xronologiya/9-vedicheskie/img/foto-343.html (дата обращения: 29.10.2017)

(36) См.: Копытков В.В. Северо-Двинские обрядовые полотенца великорусов (из собраний В.В. Копыткова) // Ярга, свастика, мироворот: методоведение исследования, материалы. Научный коллективный труд / Под научной редакцией Ал.А. Григорьева, П.И. Кутенкова, О.В. Лысенко. - Санкт-Петербург: Смольный институт Российской академии образования, 2017. - С. 275.

(37) См.: Кутенков П.И. Указ. соч. - С. 361.

(38) См.: Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар (The Decorative Applied Art of the Kazan Tatars). - Москва: Издательство «Советский художник», 1990. - С. 25.

(39) См.: Алмантай (Иванов) В.Н. Суваро-булгарская культура. Философия символов монет и украшений. - Чебоксары - Москва: ООО «Чебоксарская типография № 1», 2012. - С. 29.

(40) См.: Степи Евразии в эпоху средневековья / Ответ. ред. С.А. Плетнёва. - Москва: Издательство «Наука», 1981. - С. 176, 181. - (Археология СССР).

(41) См.: Ковалевская В.Б. Хронология древностей северокавказских алан// Аланы: история и культура (Алантаæ: истори æмаæ культурæ): Alanica - III/ Сборник научных статей. - Владикавказ: Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований, 1995. - С. 134.

(42) Багдасаров Р.В. Указ. соч. - С. 143.

(43) См.: Там же. - С. 144.

(44) Флёрова В.Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. - Москва / Иерусалим: Издательство «Мосты культуры - Гешарим», 2001. - С. 41.

(45) См.: Там же. - С. 42.

(46) См.: Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - С. 109.

(47) См.: Алмантай (Иванов) В.Н. Указ. соч. - С. 29.

(48) См.: V Международный Золотоордынский Форум «История Золотой Орды и татарских ханств» / V International Golden Horde Forum «History of the Golden Horde and Tatar Khanates» (программа / programme). -Б.м. [Казань], б.г. [2017]. - С. 15.

(49) См.: Баранов А.Г., Зверев С.В. Причины помещения свастики на российских бумажных деньгах образца 1917 и 1918 гг. [Электронный ресурс] // Fox-Notes: сайт. - URL: http://www.fox-notes.ru/spravka/TXT_FN091214_MONGOLIA.htm (дата обращения: 3.11.2017)

(50) См.: Стефан Д. Русские фашисты: трагедия и фарс в эмиграции. 1925 - 1945 / Авториз. пер. с англ. Л.Ю. Мотылёва; предисл. Л.П. Делюсина; худож. В. Виноградов. - Москва: Издательство советско-британского совместного предприятия «Слово / Slovo», 1992. - Обложка.

Recent Posts from This Journal

  • С праздником!

    23 июня всё прогрессивное человечество отмечает Всемирный день Реабилитации Свастики. За реабилитацию Свастики ратуют не только лишь…

  • Крест Гамматический — это Тетраграмматон / Crux Gammata is Tetragrammaton.

    Мои фанаты знают, что я достаточно сдержано размещаю в своей ЖеЖешечке чужие материалы. Бывает это чаще всего в двух случаях. Либо контент тупо…

  • 卍 в науке и технике.

    Сегодня у меня знаменательный день..... Ну, как сказать знаменательный..... Так, не ахти чего, но всё-таки какой-никакой Юбилей! А мы то знаем, что…