
Большой Археологический пост v.1.0
Среди всего их множества старославянский и латынь отбрасывались, уступая место либо греческому, либо скандинавскому руническому письму, либо какому-то восточному диалекту. Назвав ряд специалистов, я успокоился, предоставив их опрашивать уже ей.
Как оказалось, рано я успокоился и более того - совершенно напрасно! :)
Из пяти специалистов были найдены и опрошены только двое, не сказавшие, правда, ничего особенно вразумительного.
Специалист из университета Лобачевского не прокомментировал ни орнамент, ни надпись, ни рисунок, ссылаясь на сферу своих научных интересов, ограниченных сугубо античностью. Потом многие из опрашиваемых мною ссылались на его авторитетное мнение, но оно, к полному моему сожалению, отсутствовало.
Второй из опрошенных, «единственный специалист нашего города по славянам» за крайней занятостью переписывания статей из Интернета в свою научную работу тоже ничего не сказал, определив, правда, что надпись на предмете - это скандинавские руны.
Тогда изображения самого предмета я еще не видел. Опросить третьего специалиста, на этот раз в области истории стран Востока, было поручено мне. Тут я впервые и увидел находку, в том виде, в котором показал её вам – черно-белая распечатка фотографии с одной стороны предположительно некоего амулета-подвески с орнаментом и изображениями человека, животных и надписью.
Все мнения сошлись только в одном вопросе: узор и орнамент, обрамляющий находку, явно греческого или античного происхождения.
По одной версии изображение человека и животных восточного происхождения, индийского или иранского, доказательством чего может служить стиль изображения и свастика, последняя как признак всех арийских народов.
Продолжая версию иранского происхождения, рисунок рассказывает один из вариантов мифа, где у героя вырастают змеи их головы, плеч и рук. Так был прочитан головной убор человеческой фигуры.
Фигура лошади из-за специфических ног (лап) была прочитана как фантастическое животное или по другой версии собака, волк.
Свастика, повернутая в обратную сторону – как женский символ.
Для меня был составлен список рекомендованной литературы по восточной и иранской культуре I – VII веков н.э. – предположительная датировка, а также, что мне очень помогло потом – совет поискать побольше информации про расшифровку значений обратной свастики.
Чем вечером я и занялся. В первую очередь стал проверять вариант с иранскими мифами. Даже оформилась новая интересная, почти доказанная версия.
Есть миф, согласно которому волк почитается как прапредок некоторых иранских народов, а волком вполне может быть первоначально опознанная как лошадь фигура животного, об этом например свидетельствовать могут конечности, прочитанные как лапы, а не копыта.
И тогда свастика как женский символ может быть связан с волчицей, а человеческая фигура – первый человек рода, по некоторым версиям, вскормленный волчицей.
Интересно еще и то, что существовала связь, в том числе и обратная, между античной традицией (Рим и миф о Ромуле и Реме) и восточными территориями. Но затем эта теория оказалась совсем нереальной из-за найденных далее материалов.
Далее я стал смотреть информацию о брактеатах.
Что касается информации по второму брактеату, найден он был в Дании, датирован 685 годом н.э. Сделан из золота, диаметр 2,87 см. Источник фотографии: Х. Э. Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов.
Что касается разного вида брактеатов, содержащих в себе аналогичные с нашим брактеатом элементы, то процитирую статью еще немного дальше:
Текст на втором брактеате читается слева направо, по часовой стрелке следующим образом: «РА {Во-Н} Ве-Чи Се», что можно перевести, как: «Ра он вечен есть». При этом на брактеате присутствует ночной символ (Луна), а комбинированная свастика образована рунами «Ра» и «Ка». По-видимому, за Солнцем в дальнейшем закрепилось единственное имя, Ра, а признак, восходящее оно или заходящее, сохранился только в том, какими рунами оно образовано, «Ра» или «Ка», то есть в направлении излома или изгиба лучей, – левосторонняя или правосторонняя свастика.
Еще два брактеата с аналогичной надписью показаны на Рис. 6. Текст на этих брактеатах совпадает и читается справа налево: «Ра На-Ве-Чи Се», причем руну «Ра» здесь представляет комбинированная свастика, расположенная перед текстом.
Рис. 6. Четвертый и пятый брактеаты с солнечным богом ( Lynge bracteate , Sjalland bracteate ).
На Рис. 7 показан золотой брактеат с короткой рунической надписью, читаемой слева направо: «Бо-Х-ЧЕ», означающей просто обращение к Богу: «Боже».
Таким образом, существование в религии древней Скандинавии бога Ра, аналогичного древнеегипетскому богу Солнца, Ра, не подлежит сомнению.
(Как нашел в последствии, автор даже пишет стихи, но это лирическое отступление)
Далее мне удалось связаться с Олегом Леонидовичем по электронной почте. Отправив ему фотографии брактеатов и поделившись той небольшой информацией, что располагаю, я стал ждать. И очень быстро получил ответ, вот он:
Уважаемый Дмитрий, здравствуйте!
Присланное Вами изображение брактеата действительно относится к тому типу скандинавских брактеатов, которые я могу прочесть. Более того, есть полный ему аналог, известный под наименованием "Stephens 19" или "DR BR67" по зарубежной классификации. Есть несколько зарубежных сайтов, где даны изображения сотен найденных брактеатов, но с надписями их менее 100. Текст читается хорошо, даже лучше, чем на скандинавском. Читается справа налево: "Боже, се час челове - се час бочег, бо дачег". Примерный перевод: Боже, это время человеческое - это время Богов, так как дано. То есть типичный погребальный брактеат, об этом говорит и направление лучей свастики. Византийского влияния здесь нет, так как известно множество более ранних брактеатов с подобными рисунками. Интересно было бы получить цветное изображение и подробности находки. В тех краях это достаточно редкая находка.
Спасибо, что познакомили с фото этого брактеата, т.к. это позволило мне уточнить одну лигатуру на этой надписи. У скандинавов ее прорисовали неточно, а четкого изображения оригинала у меня не было.
С уважением, Сокол-Кутыловский.
Следующим шагом стала попытка связаться с нашедшим брактеат. Попытка не увенчалась успехом.
Человек по имени Евгений отказался делиться какой бы то ни было информацией, даже минимальной.
Дело в том, что это только его научное открытие, которое мы с вами и ваш покорный слуга может украсть.
Таким образом более точное место находки остается неизвестным.
К новой информации, которую мне удалось раздобыть можно отнести только то, что на обратной стороне нашего брактеата тоже присутствует изображение. Но так как текста, который нашему герою требовалось дешифровать там нет, то нет и фотографии. Рискну предположить, что там, скорее всего тот самый орнамент и узоры. То есть волны, барашки и пышные узоры.
Радует только одно, Евгений не счел нужным принять во внимание найденную мной информацию, так как имеет собственную теорию. Согласно ей, изображение внутри брактеата – иранское. Сам брактеат принадлежал воину армии Александра Македонского. Текст тоже был прочитан совершенного иначе.
Саму находку Евгений хранит у себя дома (что мне лично кажется очень странным, особенно в отношении к археологическим находкам, которые сразу же описываются, зарисовываются, вносятся в реестр и приобретают свой личный порядковый номер).
Сейчас брактеат направляется в Санкт-Петербург в Эрмитаж. Мы можем только пожелать Евгению тёплого приёма и оставить его пока в нашем повествовании. Если же он опубликует статью, посвященную своему открытию и его трактовке, то я незамедлительно об этом узнаю и поделюсь с вами :)
Ну а мы с вами пока подведем предварительные выводы.
1. Связь скандинавских брактеатов и найденного в Керчи установлена, это факт.
2. Часть фигур брактеата можно с уверенностью трактовать, это фигура человека «бог солнца» и обратная свастика. Непрочитанными пока остаются фигура лошади со странными лапами, птица и рогатый шлем человека, с навершием в виде птичьей головы. Колос и вода, возможно, связаны с географией места находки, об этом в предыдущем посте хорошо сказал mahayra .
3. Текст брактеата прочитан. Что касается метода прочтения, при помощи скандинавских рун данное руническое письмо пока не прочитано, только с помощью старославянского, как это удалось О.Л. Сокол-Кутыловскому. О самом методе такого прочтения я уточню в следующем письме.
4. Изображаемые фигуры только с натяжкой можно отнести к скандинаским. Если фигура птицы (возможно, ворона) понятна, то солнечный бог в скандинавской мифологии отсутствует. Так же как и Чернобог (изображенный в виде всадника на другом брактеате, подробно описанном и рассмотренном О.Л. Сокол-Кутыловским в другой статье). Возможны несколько вариантов, либо это некий местный бог, либо бог, появившийся задолго до становления известного скандинавского пантеона и впоследствии исчезнувший, либо есть некая связь со славянскими и восточными богами.
5. Итак, остается продолжить поиск в двух направлениях. Первое – это ваши идеи, теории, мысли, которые могут быть проверены впоследствии. Непременно свяжусь с названным выше автором, для уточнения ряда вопросов, хотя, к сожалению, не располагаю ни цветными фотографиями, ни подробностями нахождения.
В заключение приведу еще одну цитату их статьи О.Л. Сокол-Кутыловского «Русские брактеаты Скандинавии»:
Об обилии Скандинавских брактеатов можно судить также по диссертации С. Новака выполненной в Геттингенском университете (имеется в Интернете на немецком языке: Sean Novak. Schrift auf den Goldbrakteaten der Vцlkerwanderungszeit). Этот капитальный труд, содержащий 920 страниц текста, полностью посвящен золотым брактеатам, но ни одна руническая надпись на них так и не была прочтена германскими рунами. Тем не менее, весь ученый мир с непоколебимым упорством продолжает считать германскими и эти брактеаты, и надписи на них.
Что мне дает право назвать брактеаты Скандинавии русскими? Во-первых, надписи на многих из этих брактеатов читаются только на русском (славянском) языке.
Во-вторых, как следует из прочитанных надписей на рунических камнях Скандинавии, в первой половине первого тысячелетия н. э. вся Скандинавия или ее значительная часть называлась Русью. А из русских средневековых летописей известно, что в девятом веке в Скандинавии наряду с другими Варягами жили Варяги — Русь, то есть даже в девятом веке часть Скандинавии еще была Русью.
Stay tuned! :)
_________________________________
Добавлю от себя:
К сожалению продолжения эта история не имела. На прямой вопрос автору: "Как же так?" ответ был так же прям и суров:
"Да ничем не закончилось. Ведь сам археологический материал был в потных ручонках какого-то знакомого преподавательницы, с которой мы вместе работали на кафедре (в настоящее время она так вообще проживает в Мск). После того, как я имел возможность пообщаться по электронной почте со специалистом а потом передал все найденные детали ей (т.к. занимался поиском по ее просьбе), дальнейшая судьба брактеата мне неизвестна.
Journal information