goldpekary (goldpekary) wrote,
goldpekary
goldpekary

Categories:

Мой комментарий к записи «Немецкие листовки для пропаганды» от maxim-ryzhov

сослался на Ваш пост в "Мой комментарий к записи «Немецкие листовки для пропаганды» от maxim-ryzhov - https://goldpekary.livejournal.com/155371.html". Хоть тема это и не совсем моя, но однажды я тоже ею озадачился. Причём нажил себе неприятностей на ровном месте: "Уведомление об ограничении доступа [eais-1315511]." Самым циничным образом выпилили листовку "КИТ И ЖИД", ещё и нахамили. Если Вам она интересна для виртуальной коллекции, могу переслать скан. Ещё много разных сканов листовок, листовок стилизованных под деньги и пропагандистских эрзац-денег здесь:

;))))))))))))
∽≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼
Листовки Третьего рейха для СССР — предназначенные нацистской Германией для Советского Союза агитационные материалы в виде листовок. Разного содержания пропагандистские листовки распространялись, часто с использованием сил люфтваффе, как на территории СССР, так и на территории большинства стран — участниц антигитлеровской коалиции. В первые годы войны пропагандистское распространение листовок производилось вермахтом с целью стимулирования бойцов Красной армии к «спасительному» получению статуса советского военнопленного или дезертирству, позже предлагалось пополнить ряды коллаборационистских отрядов, например РОА. Результат агитации в первую очередь зависел от тяжести военной ситуации. Ряд исследователей отмечают эту форму пропаганды как самую эффективную. По данным исследований, немецкие пропагандисты с 1939 г. по 1945 г. изготовили и распространили на фронтах около 5 млрд экземпляров листовок.

«Искусство» нацистской пропаганды строилось на принципах, изложенных Гитлером: «Всякая пропаганда должна быть доступной для массы; её уровень должен исходить из меры понимания, свойственный самым отсталым индивидуумам из числа тех, на кого она хочет воздействовать... А раз дело идёт о пропаганде во время войны, ...то ясно, что пропаганда должна быть максимально проста». Таким образом, отличительной чертой нацистской пропаганды было её особое стремление к примитивизации в расчёте на малообразованные и политически неопытные массы. Самым простым и эффективным средством морально-психологического разложения советских войск в условиях войны стали немецкие пропагандистские листовки.

Эти идеи были очень прагматичными. Пропаганда не должна была быть антисоциалистической. Ни в коем случае, не допускалось обещать возврата к дореволюционным порядкам. Она должна была воздействовать на массы.«Психология толпы» Густава Лебона — одна из любимых книг Гитлера — рисовала толпу как единое существо. Эмоциональное, глупое, воспринимающее картинки, а не текст. Пропаганда должна была повторяться. Ложь, повторенная многократно, воспринимается как правда. Она должна быть простой. Никаких сложных построений: четыре ноги хорошо, две ноги плохо. Штыки в землю! И будет тебе счастье. Ничего более замысловатого не надо. Собственно, в этом духе они и действовали.

Листовки изготавливали в огромном количестве и ассортименте. Печатались они, как правило, на простой газетной бумаге, в чёрно-белом исполнении, с текстом на одной стороне и рисунком (или фотографией) на другой. Изредка встречались листовки с дополнительным оттиском красного цвета, подчёркивающим важность того или иного элемента листовки, будь то рисунок или политический лозунг. О масштабах тиражей можно судить по одной только записи Геббельса, сделанной им в своём дневнике в июне 1941 года: «Около 50 млн листовок для Красной армии уже отпечатано, разослано и будет разбросано нашей авиацией...». Первоначально листовки изготавливались в Германии, однако по мере продвижения германских войск вглубь советской территории, их производство было налажено непосредственно в войсках, а также на трофейных советских типографиях. Судя по лексике, используемым художественным приёмам, тексты писались людьми, для которых русский язык был родным. У каждой листовки был порядковый номер, напечатанный в нижнем правом углу, на обороте.

Деятельность сталинского руководства в 1920-1930-х годах давала нацистам богатую пищу для критики советских порядков. Раскулачивание, массовые репрессии и голод, насильственная коллективизация, гонения на Церковь, стахановщина и соцсоревнования — все эти темы обыгрывались немецкой пропагандой, адресованной бойцам и командирам Красной армии. Зная, что основную массу красноармейцев составляли выходцы из крестьян — самого обездоленного и обиженного советской властью сословия, немецкие пропагандисты сделали одним из главных пунктов своей программы обещание ликвидировать колхозы и вернуть крестьянам единоличные хозяйства. Пропагандисты Третьего рейха, твердили о том, что германский солдат несёт в Россию землю и волю. Надо признать, пропагандистский натиск приносил свои результаты: нередко в советских деревнях немцев встречали хлебом-солью, как освободителей от колхозов, налогов и репрессий. Однако суть «нового аграрного порядка» крестьяне оккупированных территорий поняли довольно быстро: колхозы так и не были ликвидированы, немецкие власти их просто переименовали в общинные хозяйства. Крестьяне не получили индивидуальных земельных наделов и обязаны были обрабатывать общинные земли под строгим надзором управляющего, назначаемого оккупационными властями. Уклонистов от общих работ ожидало суровое наказание военного суда. Весь урожай поступал в распоряжение немецких властей, а крестьяне за свою работу получали плату. Размеры и формы оплаты устанавливались по усмотрению местных начальников. В общем, ничего нового по сравнению с большевистской властью немецкий «новый порядок» крестьянам не дал: те же принудительные общественные работы, изъятие излишков, репрессии, голод и нищета. Вековая мечта земледельца о владении личным куском земли так и не осуществилась.

На третьем году войны тональность нацистских пропагандистских листовок существенно изменилась. В них постепенно исчезли, особенно после Сталинградской битвы, тезисы о непобедимости германской армии, о бесперспективности и бессмысленности сопротивления ее боевой мощи. Теперь все чаще, агитируя красноармейцев сложить оружие, военные пропагандисты рейха играли на самых уязвимых человеческих чувствах, апеллируя к инстинкту самосохранения солдат. Тяготы армейского быта, холод, недоедание, жестокость командиров, страх быть убитым, усталость и недосыпание — это становилось темами пропагандистских мероприятий по разложению советских войск. Зачем страдать? Все ужасы фронта можно прекратить в один момент: “Достаточно поднять обе руки и крикнуть: “Сталин капут!” или “Штыки в землю!”. И тебе гарантировано “хорошее обращение, питание и возможность устроиться на работу по специальности”. Призывая красноармейцев сдаваться в плен, немецкие пропагандисты обещали солдатам то, в чем они больше всего нуждались: тепло, горячую пищу и главное — сохранить жизнь.

Листовки, адресованные красноармейцам, с лицевой стороны имеют пропагандистский текст, фотографию, карикатуру, призванные убедить переходить на немецкую сторону. Обещаются хорошее обращение, питание, медицинская помощь, работа, и самое главное – жизнь. Политруки все лгут, война проиграна, так зачем же бессмысленно погибать? – примерно таков смысл. На обороте листовок для красноармейцев, как правило, напечатан пропуск, чтобы еще сильнее мотивировать сдаваться в плен. Подобными листовками пропагандисты рейха всеми силами старались внушить красноармейцам, что пребывание в немецком плену не связано ни с какими рисками. Напротив, добровольно сдавшихся ожидает сытная жизнь, мирная работа и отдых, а особо отличившихся в труде — награда от германского командования.

Весной 1943 г. в интересах психологического обеспечения операции "Цитадель" (грандиозное наступление в районе Курска) штаб вермахта спланировал первую крупномасштабную психологическую операцию на восточном фронте, получившую кодовое название "Серебряная полоса". Главная ее задача состояла в том, чтобы с началом немецкого наступления заставить как можно больше советских солдат не оказывать сопротивление и сдаваться в плен. Особая ставка делалась при этом на начавшееся формирование Российской освободительной армии (РОА) генерала А.А.Власова (1901–1946). Поэтому основной лозунг операции звучал так: "Русские перебегают к русским". Часть листовок подписывали представители штаба Власова. Власовцы участвовали также в осуществлении звукового вещания. Вторая задача операции "Серебряная полоса" заключалась в том, чтобы запугать советских солдат угрозой применения новейшей, еще неизвестной им бронетехники (танков "Тигр", самоходных пушек "Фердинанд"), другого вооружения и тем самым тоже побудить сдаваться в плен, либо дезертировать.

Летом-осенью 1941 года почти все пленные имели при себе листовки-пропуска. Однако не факт, что отсутствие листовок уменьшило бы количество сдающихся. По мере того как красноармейцы понимали реальное отношение немцев к населению «восточных территорий» и узнавали об участи военнопленных, эффективность пропаганды быстро и необратимо падала. Во время Сталинградской битвы, по воспоминаниям участников, валявшиеся повсюду немецкие прокламации уже не вызывали ни малейшего интереса. Но, несмотря на то, что уже после сражений под Сталинградом и на Курской дуге стало ясно, что Германия проиграла войну. Хотя Третий рейх не прекращал пропагандистскую деятельность до последнего дня войны.
Материал не служит пропагандой идей нацизма, а носит исключительно исторический характер!
∽≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼

От себя добавлю, что немчики на попе ровно не сидели, руку на пульсе держали и оргвыводы из ситуации делали:
Документы военной разведки 18-й армии Группы армий «Север»
12 октября 1941 г.
Командованию 18-й армии
От фон Унгерн-Штернберга


СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА!
По указанию отдела 1с я занимался ведением листковой пропаганды. По моему мнению, проводившаяся до сих пропаганда как по размеру, так и по содержанию не достаточна для того, чтобы оказывать продолжительное воздействие. Это подтверждается показаниями пленных и перебежчиков. В содержательном отношении главные недостатки состоят в следующем:
        1) Листовки не актуальны. Они содержат общую критику советской системы, не учитывая особого положения Ленинграда в связи с блокадой. Информация, поступающая в армию разными путями о событиях, происходящих в Ленинграде, содержит в последнее время достаточно материала, который мог бы быть использован для эффективной пропаганды. Действенность пропаганды зависит в первую очередь от того, насколько быстро используется получаемый материал. В связи с тем, что адресованная гражданскому населению пропаганда до сих пор обязательно согласовывалась с ОКВ, необходимо найти способ, при котором можно было бы получить разрешение на распространение листовок в течение 2-3 дней. Поэтому я бы предложил направлять листовки в соответствующие инстанции ОКВ телеграфом с просьбой давать соответствующее разрешение, принимая во внимание неотложность немедленной проверки.
        2) Проводившаяся до сих пор среди населения и частей Красной Армии пропаганда в целом не учитывала различного образовательного уровня и особого положения различных слоев населения. Было бы целесообразным подумать о том, чтобы подготовить особые листовки, адресованные рабочим, в которых бы, например, говорилось о милитаризации всей промышленности, насильственной эвакуации в отдаленные восточные районы, насильственной мобилизации в действующую армию и т.д.
        3) Очевидно, что почти полностью отсутствует пропаганда для русских женщин. По моему мнению, этот момент особенно важен. Большевистская пропаганда с начала существования советского режима совершенно справедливо исходит из того, что русская женщина, превосходя мужчин как в отношении интеллигентности, так и энергии и инициативы, вместе с тем очень хорошо подвержена пропагандистскому влиянию. Поэтому она придает большое значение тому, чтобы привлечь женщин на сторону большевизма и дать им большие возможности участвовать в решении государственных задач. В этом, вне всякого сомнения, большевизм преуспел. Анализ писем вновь и вновь показывает, как женщины призывают мужчин на фронте держаться до конца и сами делают очень много для того, чтобы усилить сопротивление. В этом наверняка многое можно было бы изменить, если бы была организована эффективная и интенсивная контриропаганда, адресованная женщинам. Положение женщин в связи с голодом в Ленинграде, естественно, является особенно тяжелым. С одной стороны, вследствие мобилизации мужчин женщины привлечены к выполнению тяжелых работ (например, к рытью окопов), а с другой, — на них полностью лежит бремя по содержанию себя и своих детей.
        4) Уже сейчас надо было бы всеми средствами и со всей силой указывать на то, что большевистская тактика привела население города к страшному голоду. Бонзы НКВД, партийные функционеры, евреи и т.п., отстаивают город, чтобы выиграть время и успеть уехать самим в безопасное место и вывести все свое имущество. За это время они используют последние имеющиеся ресурсы. Чем дольше будет продолжаться это состояние, тем вероятнее наступление такого момента, когда у оставшегося в городе населения не будет ничего. Этот момент необходимо подчеркнуть особо, для того чтобы направить ненависть за неминуемый голод на тех, кто за него отвечает.
        5) Большая часть русского населения за годы большевистского режима стала безынициативной и привыкла исполнять указания сверху. Поэтому было бы важным не только критиковать мероприятия, проводимые большевиками, но и по возможности говорить населению, что оно должно делать в ответ на эти мероприятия. Доверие недовольных существующим положением масс увеличилось бы, если бы они могли заключить из листовок, что немцы широко информированы о том, какие мероприятия проводятся большевиками и что происходит в городе. «Берите оружие, которое Вам дают, и в подходящий момент поворачивайте его против Ваших угнетателей, евреев и функционеров НКВД». Подобные лозунги могли бы способствовать созданию достаточно неприятной неуверенности у большевистского руководства.
        6) До сих пор распространявшиеся листовки содержат мало позитивной информации относительно запланированных немецкой стороной мероприятий на будущее. Следовало бы подумать о том, чтобы уже сейчас немного больше сказать, например, об устранении еврейского господства и системы шпиков, восстановлении частной собственности, установлении социальной справедливости, при которой трудолюбивые и прилежные имеют лучшие возможности для развития и т.д.
        7) Часть листовок составлена в стиле, позволяющем сделать вывод, что они написаны людьми, которые не следили за развитием русского языка в течение последних 20 лет. За этот период появилось много новых выражений и идиом. Листовки, которые пишутся в старом стиле, естественно, теряют с точки зрения действенности. То же самое
относится к листовкам, которые сперва составляют по-немецки, а затем переводят на русский язык. По моему мнению, самым лучшим способом написания листовок было бы привлечение подходящих военнопленных и перебежчиков, которым бы дали соответствующие идеи для ведения пропаганды, с тем, чтобы они могли соединить их со своими мыслями. Было бы в высшей степени целесообразным в каждой армии постоянно иметь отобранных для этой цели 4- 6 русских, которые непрерывно обрабатывали бы поступающую из Ленинграда информацию для написания листовок. Таким образом можно было бы постоянно оказывать эффективное пропагандистское воздействие на Красную Армию и гражданское население. По-моему, хорошо работает финское радио. Оно ежедневно передает 2-3 выпуска новостей, которые читают два диктора, владеющие большевистской диалектикой. В этих передачах помимо недавно попавших в плен или перешедших на сторону финнов офицеров выступают и другие подходящие лица по вопросам, которые представляют интерес для русского населения.
Ставка Командовании Армии, 12 октября 41.
Подпись: фон Унгерн-Штернберг

  • Национальный Архив США. Командование 18-й армии. Отдел 1с. Микрофильм. Т-312/1579944-950.

∽≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼
14 октября 1941 г.
Командование 18-й армии, отдел 1 с
Адресат — группа армий «Север», отдел 1с
Армия просит ОКВ одобрить содержание прилагаемой листовки
и разрешить ее тиражирование.
Перевод на немецкий язык!


К ЖЕНЩИНАМ ЛЕНИНГРАДА!
Матери, жены и дочери!
Никто не принуждает нас писать эти строки, но так как мы знаем и сочувствуем вашей горькой доле, которая вас преследует уже целых 24 года советского господства, мы, военнопленные офицеры и солдаты Красной Армии и флота обращаемся к вам, к своим дорогим близким. На вас выпало самое тяжкое бремя войны. Вина за это лежит на советских правителях и их прихлебателях. Вас принуждают к самым тяжелым работам. Вы живете впроголодь, получая 200 г хлеба в день. Ваши дети чахнут из-за голода, холода и бессонных ночей. Все свое свободное время вы вынуждены простаивать в очередях за кусочком хлеба. Большевики загнали к себе на службу ваших сыновей и дочерей; многие из них должны отдать свои жизни за маленькую кучку продажных московских лихоимцев. Разве вам еще не ясно, что вы продлеваете ваше страдание тем, что вы помогаете военному руководству, защищая Ленинград? Не верьте лжи и обману, преодолевайте затмение, в которое вас ежедневно ввергает пресса и пропаганда. Действуйте так же, как и храбрые женщины Риги, Смоленска, Киева, Полтавы и других городов. Никакой поддержки псам, которые угнетали вас четверть века.  Все силы на борьбу за скорейшее освобождение Ленинграда.

Светлевский
Ст. лейтенант Балтийского флота

Снавак
Лейтенант танковых войск Ленинградского военного
округа

  • Национальный Архив США. Командование 18-й армии. Отдел 1с. Микрофильм. Т-312/1579—819-20.

∽≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼

Позволю себе обратить внимание общественности на мемасик за большую и очень большую ложь, который шьют то Изе, то Адику, то им обоим зараз. Читай уже первоисточники и будет тебе счастье!1! Так вот в своём известном "Мануале по единоборствам" автор прямым текстом указывает на тех, кому принадледит авторство этого демагогического приёма. Согласись, смысл мема немножко меняется:
ГЛАВА VI
ВОЕННАЯ ПРОПАГАНДА
Все это английская пропаганда поняла, самым гениальным образом поняла и - учла. У англичан поистине не было половинчатости, их пропаганда никаких сомнений посеять не могла.

Английская пропаганда прекрасно поняла примитивность чувствований широкой массы. Блестящим свидетельством этого служит английская пропаганда по поводу "немецких ужасов". Этим путем англичане просто гениально создавали предпосылку для стойкости их войск на фронтах даже в моменты самых тяжких английских поражений. Столь же превосходных для себя результатов достигали англичане своей неустанной пропагандой той мысли, что одни немцы являются виновниками войны. Чтобы этой наглой лжи поверили, необходимо было ее пропагандировать именно самым односторонним, грубым, настойчивым образом. Только так можно было воздействовать на чувство широких масс народа и только так англичане могли добиться того, что в эту ложь поверили.
ГЛАВА X
ПОДЛИННЫЕ ПРИЧИНЫ ГЕРМАНСКОЙ КАТАСТРОФЫ
Но евреи и марксисты знали, что они делали. Напав на Людендорфа, они тем самым парализовали возможное нападение со стороны Людендорфа на них самих, ибо один Людендорф мог стать для них самым опасным обвинителем, у него одного были все данные для того, чтобы с успехом разоблачить предателей. Вот почему изменники и спешили вырвать из рук Людендорфа его моральное орудие.

Эти господа исходили из того правильного расчета, что чем чудовищнее солжешь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются. Большая ложь даже просто не придет им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов. И даже когда им разъяснят, что дело идет о лжи чудовищных размеров, они все еще будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что вероятно все-таки здесь есть доля истины. Вот почему виртуозы лжи и целые партии, построенные исключительно на лжи, всегда прибегают именно к этому методу. Лжецы эти прекрасно знают это свойство массы. Солги только посильней - что-нибудь от твоей лжи да останется.

Ну, а известно, что виртуозами из виртуозов по части лжи во все времена были евреи. Ведь уже само существование евреев построено на той большой лжи, будто евреи представляют собою не расу, а только религиозную общину. Недаром же один из самых великих людей, которых знала наша история, навсегда заклеймил евреев, сказав о них, что они являются "великими мастерами лжи". Кто этого не понимает или кто этому не хочет поверить, тот неспособен бороться за торжество правды на земле
.
_____________________________
ИЗЧО больше maxim_ryzhov'а:
ИЗЧЁ больше пропаганды:и тут немножко:
Tags: Сoins&Вons,
Subscribe

Posts from This Journal “卍” Tag

promo goldpekary february 4, 2019 03:39 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Требований собственно всего 2 (два). Общее - руководствоваться здравым смыслом хотя бы в первом приближении. А конкретно - чтить УК РФ. Как то так....... Если эти жесточайшие требования не смущают, не пугают и не останавливают, то Добро Пожаловать, Л аскаво Просимо, W elcome, いらっしゃいませ!
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments