goldpekary (goldpekary) wrote,
goldpekary
goldpekary

Categories:

Notgeld'ы. Пример достойного контента❷.

ВНЕЗАПНО камрады поставили под сомнение 100%-ю полноценность моей замечательной реально-виртуальной коллекции Свастических нотгельдовРебята они серьёзные - на шару ничего предъявлять не станут. Всё конкретно, смотрим на реверсы в левый нижний угол:
Молча пересидев краткий миг позора я, не откладывая в долгий ящик, повёл наступление на собственное невежество. В результате проведённых оперативно-розыскных мероприятий вскрылись любопытные факты. Не 2 (два) раритета прошли мимо меня незамеченными, а все 6 (шесть):
Внимательный до мелочей собиратель без труда заметит, что Walpurgis 1921 на верхних образцах выделено жирным, а на нижних не выделено.
А на этих ваще никакого Walpurgis'а незамечено. В своё оправдание могу только сказать, что 1.) №160: «Опять скажу: никто не обнимет необъятного!»©; 2.) «Как много дел считалось невозможными, пока они не были осуществлены»©. Пост за Свастические нотгельды был состряпан хрен знает как давно - люди столько не живут. По уму его уже давно следует переписать с учётом всего багажа накопленного за это время совокупным человечеством. А человечество таки накопило того багажа и я не собираюсь его скрывать! К сожалению связаться с авторами совестливо покраденного контента в этот раз не получилось по техническим причинам, но будем считать, что они не против:


ЕП. Все началось с того, что мне захотелось отдохнуть. А любимый отдых для меня - это поиск интересных художников-иллюстраторов. Франц Ютнер иллюстрировал сказки братьев Гримм, в частности, знаменитую "Белоснежку и семь гномов".

Кстати, забавные коннотации с иллюстрациями братьев Васнецовых. И позднеримские византийские мотивы.



А вот когда я стала искать сведения о самом художнике, то в сети набрела на другие его иллюстрации и вот такую интересную информацию. ЕП.


Позволю себе перетаскать авторский материал собственно у самого автора, тем более что в Ленином блоге одна фотка битая, а это не комильфо:



Последствием немецко-французских войн конца XIX века явилось образование кайзеровской Германии. До этого единого немецкого государства не было. Вместо него свое право на существование оспаривали без малого четыре десятка графств и еще более мелких баронств. В новоиспеченной империи национальной валютой стала «золотая марка», до 1909-го года находившаяся в обращении в виде полновесной золотой монеты. В это же время на территории Германии к платежу принимались и бумажные деньги. Однако роль последних была скорее вспомогательной. Так как закона, обязывающего принимать их в качестве платежных средств, на тот момент еще не существовало. Такое узаконивание государственных банкнот произошло только в 1909 году. Несмотря на это, право печатать бумажные деньги по-прежнему оставалось и за земельными банками.

С Первой мировой войной в Германию пришла инфляция. А потом и гиперинфляция. Исчезла из обращения «золотая марка». Ей на смену пришли сначала медные, а затем и железные монеты. Но вскоре кружки металла и вовсе уступили место бумажным ассигнациям. В это тяжелейшее для имперской Германии время деньги печатали, кроме Рейхсбанка, еще 5800 эмитентов. Среди них - городские администрации, всевозможные общины, крупные и даже мелкие кампании. Эти, в большинстве своем мелкоформатные боны, получили название денег чрейзвычайной ситуации (тяжелого времени) - Notgeld.

В северной части Германии располагается обширная горная область Харц (земля Заксен Анхальт). Несмотря на влажность и быстро меняющуюся погоду, этот поросший лесом край уже с середины XIX века относился к одним из лучших курортов Европы. Всемирно известной достопримечательностью Харца считается гора Брокен (поэтическое - Блоксберг). Возвышаясь на 1142 метра, она является самой высокой точкой северной и центральной части Германии.

В 20-х годах XIX века хозяином расположенного на вершине горы трактира (теперь гостиничный комплекс) был некто Рудольф Шаде. Пытаясь привлечь на гору как можно больше туристов и одновременно поправить свое финансовое положение в тяжелейшее для Германии время, он заказал в типографии фирмы Апельхауз (г. Брауншвейг) серию банкнот из четырех номиналов (Рис. 1-4). Эта своеобразная валюта имела хождение и принималась к оплате только на горе Брокен. Специальный штемпель на бонах и подпись самого господина Шаде гарантировали их законное действие с 1 июля 1921 по 15 мая 1922 года. Автором сюжетов являлся популярный тогда художник Франц Ютнер. А изображена была на тех банкнотах... нечисть: ведьмы, черти и даже их корпоративная вечеринка - шабаш. Прекрасно зная любовь немецкого народа к своей истории и культуре, художник взял за основу сюжета и знаменитую поэму Гете.

Рис.1
Брокен и «ведьмины» деньги


Рис.2
Брокен и «ведьмины» деньги



Рис.3
Брокен и «ведьмины» деньги
Schierke (слово какое неоднозначное, такое же как и действо на картинке) im Harz.

Здесь я коварно вклинюсь в размеренное авторское повествование поскольку речь зашла о Свиньях. Острый на глаз читатель уже обратил внимание - эксклюзивный скан вероломно подменён аналогичным из моего реально-виртуального собрания Свиのtgelg*ы. Отмечу, что Свинкам, как и двуногим без перьев, тоже свойственна некоторая чертовщинка:
Картинка кликабельна
Bielefeld.
Braunschweig.
Ennigerloh.

Но в отличие от лысых обезьян Свинское сердце открыто Господу нашему:

Картинка кликабельна
Sankt Tounis.


St.Leonhard.
Aschaffenburg.
На этом я сворачиваюсь и торжественно клянусь больше автора не перебивать.


Рис.4
Брокен и «ведьмины» деньги


К примеру, на боне в 10 пфеннингов - взбирающиеся на гору Мефистофель и Фауст. Плащ Мефистофеля красного цвета. Фауст - в черном платье магистра. На обратной стороне - спешащие на шабаш ведьмы. На лицевой стороне 50-и пфеннингов показана Вальпургиевая ночь. А руководит торжеством Сатана (Уриан).

Вольфганг Гете сам не раз поднимался на Брокен. Под впечатлением этих восхождений он и создал свое бессмертное произведение. От овеянных легендами и сказаниями гор Харца был в восторге и Ганс Христиан Андерсен. Он говорил: «Эти места, благодаря своим сагам, становятся для меня вдвое прекрасней».

Брокенская серия быстро завоевала сердца коллекционеров банкнот. И вот уже Рудольф Шаде заказывает следующую. На этот раз предприимчивый «хозяин горы» обратился к художнику Адольфу Реттенбушу. Последний считался лучшим знатоком и рисовальщиком Брокена. Чему свидетельствуют многочисленные открытки и репродукции тех времен, сделанные с его картин. К сожалению, эта серия банкнот не попала в обращение. Но, к счастью, осела в собраниях некоторых коллекционеров-счастливчиков. Самой красивой в серии по праву считается бона в 75 пфеннингов.


Рис.5
Брокен и «ведьмины» деньги


На ее лицевой стороне - прародительница ведьм Вальпурга. А перед ней – подрастающее поколение - две совсем еще молодые колдуньи. Одна на помеле, другая верхом на белом козле. Оборотная сторона содержит не менее занятный сюжет: дьявол в робе священника помешивает в котле перед собой хмельное зелье. А обступившая его нечисть дегустирует «Брокенское пиво».

Интересны и изображения на 25-и и 50-и пфеннинговых бонах. Здесь взору открываются полные загадочных очертаний окрестности Брокена, какими их увидел художник (Рис. 6-7).


Рис.6
Брокен и «ведьмины» деньги


Рис.7
Брокен и «ведьмины» деньги


Однако банкноты, заказанные Рудольфом Шаде, не были единственными в своем роде. Еще в декабре 1920 года в городе Вернигероде (Харц) был выпущен в обращение денежный знак в 25 пфеннингов, на котором также видна знаменитая гора и летящие на ее вершину богомерзкие бабы (Рис. 8).


Рис.8
Брокен и «ведьмины» деньги


А в июле 1922 года брауншвейгская автомобильная кампания ввела в обиход серию из трех купюр: 25, 75 пфеннингов и 1,60 марки. Достаточно лишь взглянуть на своеобразный стиль их ярких рисунков, чтобы сразу догадаться, кто художник. Этот заказ, также как эскизы к первой брокенской серии, был выполнен Францем Ютнером. Кстати, тут появляются и новые персонажи. На лицевой стороне 25 пфеннингов из-за леса выглядывает неказистая фигура великана (Рис. 9). А на обороте, над набившимися в омнибус людьми, потешаются гномы. Ведьмы, держащие путь на шабаш, встречаются и на боне с несколько непривычным номиналом в 1,60 марки. Притом средства передвижения у них самые неожиданные. Здесь и черный козел, и даже свинья. А на лицевой стороне банкноты - в ожидании своей веселой братии ухмыляющийся Сатана.


Рис.9
Брокен и «ведьмины» деньги


25 июня 1896 года в Берлине со стартовым капиталом в 5,5 миллионов марок была основана Нордхаузен -Вернигеродская железнодорожная кампания. А уже меньше чем через два года по новой ветке брокенской железной дороги поползли первые локомотивы. 1 марта 1921 года кампания выпустила серию из трех бон, которые обязаны были приниматься на протяжении всей железнодорожной ветки, связывающей города Нордхаузен и Вернигероде. И в первую очередь, на всех ее станциях. Схема этого пути запечатлена на самой крупной боне серии в 75 пфеннингов. А купюра в 50 пфеннингов (лицевая сторона) украсилась очередной эскадрильей летящих ведьм. На переднем плане оборотной стороны странные силуэты из причудливо переплетенных ветвей. На заднем - вид на Брокен и спускающийся в долину паровоз.

Кому-то может показаться странным тяга харцевских немцев к таким непривычным для мира денег мотивам. А все дело в традициях. В Германии едва ли найдется второе такое место, где бы ходило столько легенд и преданий так или иначе связанных с нечистой силой. До сих пор в ночь с 30 апреля на 1 мая на горе Брокен празднуют Вальпургиевую ночь. Событие это настолько популярное, что желающие в нем поучаствовать съезжаются буквально со всего мира. А отели и гостиницы расположенных вокруг горы населенных пунктов зарезервированы на время праздника на годы вперед. Толпы ряженных устраивают шествие к так называемому месту ведьминых танцев (Hexentanzplatz). Где под дикий шум и грохот сжигают соломенных кукол.

Корни суеверий о слетающихся к Блоксбергу ведьмах теряются в веках. Еще у древних язычников, населявших поросшие густыми лесами горы северной и центральной Германии, почиталась богиня весны Вальпурга. Из глубины веков пришло и поверье, что в эту особую ночь ведьмы устраивают на горе свои танцы. Но не только ради удовольствия. Они вытанцовывают снег, ускоряя тем самым приход весны.

В 1921 году в городке Тале, расположенном неподалеку от Брокена, вышла, пожалуй, самая замечательная серия бон, посвященная этой теме. На банкноте в 5 пфеннингов имеется изображение главного бога языческого пантеона древних германцев Водана (он же - Один у скандинавов). А при нем два ворона. Его верные слуги Хугин и Мунин (Рис. 12.)


Рис.12
Брокен и «ведьмины» деньги


Рис.13
Брокен и «ведьмины» деньги


Пляшущие ведьмы украшают лицевую сторону боны в 25 пфеннингов. На заднем фоне - здание гостиницы Hexentanzplatz (Рис. 13). На лицевой стороне 50 пфеннингов запечатлены сразу два персонажа из харцевских суеверий. Это скачущая на метле старая колдунья и леший. При том у лешака одна нога человеческая. Здесь же снова встречается и портрет Водана (Рис. 14).


Рис.14
Брокен и «ведьмины» деньги


В Харце существует такое поверье. Если хочешь увидеть летящую на шабаш ведьму, нужно забраться под лежащий на ее пути плуг. Но сидеть необходимо тихо-тихо. Иначе зыркающая по сторонам служительница сатаны обязательно тебя заметит. А уж тогда пеняй на себя! Унесет с собой на шабаш, где над тобой до рассвета черти потешаться будут. Именно такая богомерзская баба, возможно выискивающая очередную жертву и изображена на выпуске Лейхтенбурга. Все три боны (без даты) в 10, 25, и 50 пфеннингов имеют на лицевой стороне один и тот же рисунок. Лишь цвет основного фона вариирует от желтого через зеленый к красному (Рис. 15).


Рис.15
Брокен и «ведьмины» деньги


К северу от Брокена, практически у подножия горы, расположился живописный городок Ильзенбург. На его бумажных денежных знаках, датированных 1 июня 1921 года, появляются другие персонажи местного фольклора. Это гномы и великаны. На двух 10-и пфеннинговых бонах серии (отличаются лишь интенсивностью цветов) – Гюбих, король горных коротышек. Его нетрудно узнать по волшебному жезлу (Рис. 16). А вот купюру в 50 пфеннингов украшают великаны. Вместо дубины они держат в руках вырваную с корнями ель (Рис. 17). Одно из немецких названий этих сказочных великанов произносится как хюн. Еще в середине ХХ века находилось немало людей, которые счтитали встречающиеся там и тут нагромождения монолитов (гигантских валунов) их могилами. Впрочем дольмены (неолитические каменые строения) у немцев так и называются - могилы хюнов (Нünengräber).


Рис.16
Брокен и «ведьмины» деньги


Рис.17
Брокен и «ведьмины» деньги


Очень интересным изображением может похвастать бона в 25 пфеннингов. Здесь и прыгающий перед кипящим котлом чертенок, и вылетающая из печной трубы молодая ведьма, и заглядывающая в совиное гнездо колдунья. А под центральным изображением все те же строки из «Фауста» (Рис. 18).


Рис.18
Брокен и «ведьмины» деньги


Глядя на эти ни на что не похожие денежные знаки, поражаешься воображению не только тех талантливых художников, кто приложил к их эскизам свою руку. Но и в большой степени той необузданной народной фантазии, породившей удивительные образы. И вовсе не важно, сыграли ли свою роль в возникновении этих банкнот скрытые в каждом человеке первобытные страхи перед лицом дикой природы. Главное, что благодаря немецким бонам «чрезвычайной ситуации», мы имеем прекрасную возможность насладиться красотой и изяществом крайне редких для бумажных денег сюжетов. А кроме того, еще и окунуться в таинственный мир харцевских легенд и сказок.

А ещё Рольф Майзингер автор книг, которые по уму тоже надо утащить к себе в бложик:
___________________________________
ИЗЧЁ больше достойного контента за нотгельды:
Tags: Сoins&Вons, Свинота/Рork,
Subscribe

Posts from This Journal “Сoins&Вons” Tag

  • Alex Рваный "Symbolics of money: 卍 and ✡". Vol. I.

    Наконец то, совершив над собой акт беспрецендентного насилия, я вырубил последний опус Лёхи нашего Рваного. Теперь у меня на лапе карэ: ALEKS…

  • Alex Рваный "Symbolics of money: 卍 and ✡". Vol. II.

    Продолжаем здесь прерванный полёт Alex Рваный "Symbolics of money: 卍 and ✡". Vol. I. Случилось страшное! Лёха не даром, что Рваный -…

  • СвиのNews.com. - Учёные мужи & Великие Кабаны.

    Заместо эпиграфа. И только лишь те, кто усидит этот синопсис до самого его конца (в смысле до крайней его точки), познает в полной мере всё…

  • Ностальгически - COVID'осные размышлизмы......

    Сам то я родился на Новом Арбате в роддоме № 7 им. Грауэрмана в г. Москве. Да-да, тогда это ещё была Москва. По мере моего старения она становилась…

  • Notgeld'ы. Пример достойного контента❸.

    「 Картинка кликабельна」 Моя скромная подборка по нотгельдам времён Веймара из города Билефельд 1.) , известного ещё в эпоху Ганзейского союза…

  • СвастикNews➃.

    Продолжаем мониторить окружающую среду на предмет её Свастичной сакральности: СвастикNews➄. СвастикNews➂ . Свастические новости .…

  • Notgeld'ы. Пример достойного контента.

    Шлак и Интернет сегодня уже практически синонимы. Действовать приходится прям по Владимиру Владимирычу.... нет, не по Злющему, а по Маяковскому:…

  • Прощай, Свинья!

    Attention! Achtung (в целомудренном значении этого слова) ! 注意! Attenzione! Увага! Материал содержит ненормативную лексику, нехорошие картинки и…

  • Division Eber и трошки SwastikNews.

    Намедне случился у меня праздник - разжился я эпическими Свинскими майками: Они же на мне и на самке. Ручонки коротковаты, а палкам для селфи место…

promo goldpekary february 4, 2019 03:39 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Требований собственно всего 2 (два). Общее - руководствоваться здравым смыслом хотя бы в первом приближении. А конкретно - чтить УК РФ. Как то так....... Если эти жесточайшие требования не смущают, не пугают и не останавливают, то Добро Пожаловать, Л аскаво Просимо, W elcome, いらっしゃいませ!
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments